Доступная среда

06.12.2020

dostupnaya sredaОдним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности - в целях повышения уровня и качества их жизни.   

Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».

Инклюзивное обучение

Инклюзивное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д)  и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.

Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования.

В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом  психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.

Наличие в помещениях организации и на прилегающей к ней территории условий доступности для инвалидов

п/п

Критерии

Оценка

1

Отсутствуют условия доступности для инвалидов.

Да

2

Оборудование входных групп пандусами (подъёмными платформами).

Нет

3

Выделенные стоянки для автотранспортных средств инвалидов.

Да

4

Адаптированные лифты, поручни, расширенные дверные проёмы.

Нет

5

Сменные кресла-коляски.

Нет Хочу такой сайт

6

Специально оборудованные санитарно – гигиенические помещения в организации.Хочу такой сайт

Нет

 

Наличие в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими

п/п

Критерии

Оценка

1

Отсутствуют условия доступности, позволяющие инвалидам получать услуги наравне с другими.

 Да

2

Дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации.

 Нет

3

Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

 Нет

4

Возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика).

 Нет

5

Наличие альтернативной версии официального сайта организации социальной сферы в сети «Интернет» для инвалидов по зрению.

 Да

6

Помощь, оказываемая работниками организации социальной сферы, прошедшим необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях организации социальной сферы и на прилегающей территории.

 Нет

7

Наличие возможности предоставления услуги в дистанционном режиме или на дому.

 Нет

  Формы работы​

  В системе  работы используются следующие формы:

  • проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, консультации родителей, подготовка рекомендаций, заключений на ПМПК;
  • проведение  малых педагогических советов, заседаний ПМПк;
  • ведение карт развития детей; 
  • посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
  • разработка методических  рекомендаций учителю;
  • диагностика учащихся;
  • обследование школьников  по запросу родителей;
  • организация индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий.

  Основные документы​

1. Конвенция о правах инвалидов

2. Закон о социальной защите инвалидов в РФ

3. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

6. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 №ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

7. Письмо от 16.02.2015 №ВК-333/07 "Об организации работы по ведению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ"

8. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

9. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда"

10. Письмо о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья




Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».